Ценности русской цивилизации

«Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В.Соловьев)

Миссия или предназначение и человеку и этносу даётся единожды и не меняется в процессе их существования. Идеалы дают основную энергию для выполнения этой миссии, это каналы, по которым из горнего мира поступает энергия и информация, говоря современным языком.. Жизненные ценности призваны реализовать эти идеалы, и они могут меняться по мере реализации идеалов. Это морально-нравственные ценности, создающие единое поле, в котором проходит реализация миссии, ценности искусства, науки и религии.

Жизненные ценности – система  значимых идей, убеждений и представлений  о правильной (правь) жизни, сформированных под влиянием  идеалов. Ценности проявляются через дела и поступки и реализуются через нормы (стереотипы мышления и поведения).

«По делам их узнаете их». (Матфей 7:20)

В момент проявления идеала и жизненной ценности не возникает никакого сомнения в их верности, человек не может поступить иначе.

Старейший свод таких ценностей – библейские 10 заповедей. Часть этих заповедей являются общечеловеческими и сохранили свою силу до сих пор и в нашей цивилизации.

  1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  2. Не убивай.
  3. Не прелюбодействуй.
  4. Не кради.
  5. Не лжесвидетельствуй
  6. Не возжелай чужого добра.. «… кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притчи,1,19)

Интерес представляют не потребности, не желания, не стоимости, а ценности иного рода, не количественные, а качественные, которые организуют жизнь человека и этноса в определённом направлении и даёт для этого энергию.  Совпадение основных жизненных ценностей укрепляют единство народа.

Основная задача – очистить и высветлить такие общие для всех ценности и создать условия, в которых эти ценности необходимы и естественно проявляются – это основная задача ПРЦ следующего этапа.

Золотое правило нравственности -  «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе или другими словами, не делайте другим того, чего не хотите себе» – относится ко всему роду человеческому..

«Мыслите так, как будто каждая ваша мысль написана огненными буквами на небесах, и всякий может их прочесть. Если так, то воистину, это – мысль.

Говорите так, как будто целый мир прильнул к вам ухом и слышит каждое слово. Если так, то воистину, это – слово.

Поступайте так, как будто каждое дело обязательно обрушится вам на голову. Если так, то воистину, это – дело.

Желайте так, как будто вы сами это желание. Если так, то воистину, это – желание.

Живите так, как будто Сам Бог нуждается, чтобы вы жили Его жизнью. Если так, то воистину, Он – живет».(«Книга Мирдада» Михаил Наими)

При обсуждении ценностей предлагаю исходить из идеалов.

Соборность – одна из первых в списке идеалов русской цивилизации. Как может проявляться этот идеал, какие ценности необходимы при его реализации? Истинная соборность достигается в соединении душ в любви и самопожертвовании

1. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Это созвучно с мироощущением православия, в котором мы являемся детьми божьими, поэтому все одинаково уникальны и наполнены божественным духом, наделены божественной душой и посему  достойны. уважения в одинаковой степени.

2. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15. 13.) Эта ценность всегда была присуща нашим предкам и в бою и в мирной жизни, об этой стороне нашего этноса писали европейские и арабские источники в самых первых упоминаниях. И если в обычной жизни эта ценность  не проявляется ясно и отчётливо, то в тяжелые испытания они  проявляются особенно ярко и в широких масштабах: достаточно прочитать записи немецких офицеров о героизме и самопожертвовании русских солдатах в первые дни и месяцы Второй мировой войны.

3. Согласование личных ценностей с ценностями этноса и человечества, цельность сознания, а не мозаичность. Единство в многообразии, но единство без осознания целостности немыслимо.  Индивидуализм вне голографической парадигмы строения мира вносит хаос и тормозит эволюцию этноса. Примером этого служит сам человек, где каждая клетка индивидуальна, но все вместе подчинены единому целостному жизненному началу, каждая клетка пропитана Целым, а рассогласованность приводит к болезням и смерти.  Более того, существует механизм самоуничтожения клеток – апоптоз, который запускается, если с ДНК клетки что-то не так. В раковой клетке этот механизм отключается, поэтому погибает весь организм. Человек, в отличие от клетки, способен привести в согласие свои ценности и идеалы с этническими. При этом не должны уничтожаться или искажаться миссия и предназначение каждого человека, но с биологической точки зрения, устойчивой единицей вида является не отдельная особь, а популяция. Процветающая единица биосферы – не вид, а биоценоз, т.е. необходимо быть целым не только с народом и этносом, но также и с природой во всех её проявлениях, со всем сущим. Соборность привносит духовную составляющую в этот суровый закон естественного отбора, превращая его в эволюцию духа и души, т.к.  основной закон эволюционного развития человека – это расширение сознания сердца, т.е. Любовь ко всему сущему.

Правда -  второй идеал, единство любви, добра и красоты, т.е. это преломление высших законов горнего мира в сознании человека русской цивилизации (Правь-да). «Не в силе бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Александр Невский. Основным инструментом правдолюбия является совесть: «Сердце сердцу весть подаёт». Необходим один внутренний закон вместо томов гражданского и уголовного кодекса. «Жизнь по сердцу, а не по правилам». Л.Толстой. В связи с этим воспитание нравственности приобретает решающее значение, т.к. русская идея – это жизнь по правде (Высший закон), а не по безконечному количеству юридических законов. В этом истинная причина не исполнения законов в России: в них есть логика, но нет правды.

Какие ценности способны привести к этому идеалу?

1. Совесть и стыд, во-первых. Это основныее индикаторы правды, предвестники правды. Если нет ни стыда, ни совести, то и правды вы не дождётесь. Правда: (правь -да), т.е. это утверждение божьих законов горнего мира на земле.

2. Жизнь по сердцу, а не по правилам, закону, т.е. душой, а значит сопереживание, сочувствие, а это уже выход на соборность. Как правильно отметил Вадим Татур, необходимо очищать не только вертикаль, но также высветлять и горизонтальные связи идеалов и ценностей между собой.

3. Справедливость, т.е. отношение равных и свободных личностей.

Нестяжательство – приоритет духовного над материальным, требует особого отношения к материальному миру. Это не столько отрицание материального, сколько независимость от него. Важно не потребление, важен процесс созидания. Богатство в традиции нестяжательства – это не результат накопления и стремления к материальным ценностям (стоимостям), не поклонение символу богатства – деньгам, а следствие творческого процесса раскрытия своего предназначения при полной самоотдаче, за которыми следуют признание обществом и материальная оценка сделанного.. Богатство  в русском языке означает от Бога, таким оно и должно быть.

Нестяжательство – в изначальном смысле, отречение от мирского, аскетический образ жизни, при котором монахи обеспечивали свое пропитание и удовлетворяли нужды исключительно своим трудом. «Движение Нестяжателей тесно связано с деятельностью “заволжских старцев” – так называли монахов из скитов, организованных Нилом Сорским в вологодских лесах во второй половине XV века. Это традиции старчества, которое на Руси имеет особое значение.

Нестяжатели занимались совершенствованием своей души. Для них характерны внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и веротерпимость. Правда «умного делания», т.е. исихазм – внутренняя или духовная молитва – вот суть Нестяжательства. Это непрестанная молитва Иисусова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», которая помогала избавиться от постоянных внутренних «разговоров» и от доминирующей роли рассудочного ума. А когда молитва перемещалась в зону сердца, словесная молитва прекращалась. И вот тогда наступало единение с Богом». (Философский соварь)

« …ум пребывает в благоговейном молчании, не мешая сердцу молиться» – именно здесь находится причина того, почему этот идеал принадлежит русской цивилизации. Это постижение мира не умом, а душой, это Идея, а не Логос. Постижение мира сердцем – это уроки нестяжательства, это цельное восприятие: не мозаичное, но голографическое.

Здесь же видны общие корни исихазма, дзэн и суфизма, т.е. идеал нестяжательства присущ и христианству, и буддизму , и исламу.

«Внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и веротерпимость» – свойство души, а не ума. К этому необходимо стремиться, это наши ценности.

Нестяжательство немыслимо без трудолюбия – это важное условие существования нестяжательства и эта ценность всегда была с нами. Трудолюбие, как сосредоточенность на процессе труда, а не на результате – это ценность русской цивилизации.

Трудолюбие как процесс, как творчество, «перемещение в зону сердца» – есть общение с целым, это вертикаль, т.е. инструмент развития духовности.Творческая жизнь во всех её проявлениях, жизнь в Любви и самопожертвовании, т.е. в умении отдавать – это и есть истинная Вера.

Независимость от внешнего мира означает принятие ответственности за свои дела и поступки – это следствие с необходимостью вытекает из нестяжательства.. К сожалению, в  СССР соборность была подменена коллективизмом и индивидуальная ответственность – коллективной. Это страшная ошибка, за которую мы расплачиваемся, но эта ошибка указала путь, – наш путь, который не должен быть копией чужого пути. Правильно понятая и проработанная ошибка – ступенька для эволюционного роста, т.е., во-первых, необходимо осознать ошибку и, во-вторых, внести изменения. Без ошибок можно двигаться вперёд только в одном случае, – если человек, семейный род или народ знают своё предназначение и исполняют свою миссию. В этом случае возможны испытания, но ошибки маловероятны.

Наш путь постижения мира и эволюции лежит через сердце, душу, он интуитивен, а не логичен и поэтому идеал нестяжательства гармонично вписывается в нашу миссию.

Итак, вот те жизненные ценности, которые призваны воплотить идеал нестяжательства:

1. Творческая жизнь в любви и умении отдавать.

2. Принятие ответственности за дела и поступки, за мысли и чувства.

«Мыслите так, как будто каждая ваша мысль написана огненными буквами на небесах, и всякий может их прочесть. Если так, то воистину, это – мысль.

Говорите так, как будто целый мир прильнул к вам ухом и слышит каждое слово. Если так, то воистину, это – слово.

Поступайте так, как будто каждое дело обязательно обрушится вам на голову. Если так, то воистину, это – дело». («Книга Мирдада» Михаил Наими)

3. Процесс созидания (трудолюбие) важнее процесса потребления.

4. Терпимость к чужому мнению и веротерпимость – результат работы души, а не ума.

5. Целостное восприятие мира, т.е. не мозаика, но голография: ««Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе…а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». (Джон Донн)

6. Жизнь по сердцу, а не по уму.

Добротолюбие –  означает умение различать добро и зло, любовь к добру: благоразумие, справедливость, целомудрие, мужество, рассудительность, но также и неприятие зла: чревоугодие, похоть, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордыня (не «прельщайся насыщением чрева», «солнце да не зайдет во гневе вашем», «не упивайтеся вином, в немже есть блуд», «гнев мужа правды Божией не соделывает»,«похоть заченши раждает грех, грех же содеян, раждает смерть»).

Добро вложено в нас изначально, – мы дети божьи, а семена зла мы собираем и взращиваем сами, поскольку обладаем свободой воли, данной нам свыше. Добротолюбие позволяет различать добро и зло, держаться добра и избегать зла. Душа, наполненная светом Любви, таким умением различать обладает в полной мере. «Человеческая жизнь подобна лестнице, один конец которой упирается в небо, а второй направлен в ад..»Добротолюбие – это ступенька вверх.

«Бог не сотворил ничего злого. Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение тем же самым путем, каким и сам ниспал, т. е. гордостью и любовью к суетной славе.

Для добродетели нужно только то, чтоб мы ее захотели, так как она в нас есть и из нас образуется. Ибо коль скоро душа разумная находится в естественном своем чине, то в то же время в нас есть и добродетель. Душа находится в естественном своем чине, когда пребывает такою, какою сотворена: сотворена же она весьма доброю и правою. («Добротолюбие»)

Различение добра и зла – свойство души, а не ума. Для души зло всегда зло, добро – всегда добро. Для ума различие несущественны и добро легко перетекает во зло, а малое зло становится добром. Жизнь только из ума приводит к сумеркам души,

« Добротолюбие» – настольная книга старчества, которое возродили «мистическую святость» древнерусской религиозности (Федотов). Старчество в России имеет особое значение, это путеводная звезда во времена тьмы и духовного сумрака, когда нет идеалов и веры.

Вот лишь несколько заповедей добротолюбия, т.е. жизненных ценностей

«· Не делай никому зла и никого не осуждай.

· Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине.

· Никому не ставь в укор его немощей.

· Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид.

· О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его.

· Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел,

· Не будь лицемером или притворщиком, тем паче лжецом.

· Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив.

· Не возносись делами своими, каковы бы они ни были.

· Не возносись в гордости и не хвались.

· Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими.

· Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов своих».

Русская цивилизация построена на Идее (Душа), которая по своей природе наполнена добром.

Семья и семейный род – основы русской цивилизации. Семейный род – основная единица этноса, семья – основа государственной структуры. Государство не имеет права вмешиваться в семейный род, т.е. на уровне духа и души и оперирует только на уровне семьи, как социальной единицы общества и государства.

Семейный род – это школа совместной жизни в любви и ладе, т.е. соборности. И семья и народ создаются не только и не столько совместным проживанием. Должна быть вертикальная связь: Любовь, например, т.е. любое истинное объединение строится на безкорыстной отдаче. Умение отдавать и слияние в единое целое на уровне духа и души и есть тот цемент, который нас скрепляет. Основной канал передачи  ценностей нашей цивилизации – это конечно же семья, а затем  школа, которая вслед за семейным родом должна быть основным приоритетом развития и этноса и государства. Эволюция человека возможна только через расширение сознания сердца, другими словами, через Любовь. К себе, к ближнему, к родине и народу, к человечеству, ко всему сущему на земле. В такой последовательности. Первая школа любви, школа эволюции – это семейный род. Без энергии Любви со стороны матери и отца (без мужской и женской энергий) нет полноценного развития тонких структур человека, как воплощенного духа. В отличие от стандартов западной цивилизации, русская цивилизация утверждает приоритет семьи и семейного рода на ином уровне.

«…С точки зрения высших ценностей брак без любви является грубым нарушением Морали, но еще более грубым ее нарушением будет рождение детей в такой семье, поскольку они биологически унаследуют дисгармонию своих родителей.Дать жизнь существу, воплотив в нем страсти, а не истинную любовь, не обеспечив соответствующего воспитания, значит запятнать и обесценить в нем высший идеа л».(Д. Соммэр «Мораль ХХI века»).

Итак, какие семейные ценности следует развивать и защищать для полноценного развития нашего этноса?

Во-первых, жизнь в Любви, а не совместное проживание и партнёрство. Этому необходимо учить, как в семье, так и в школе. Любовь – это в первую очередь такая жизненная ценность, как умение отдавать. У государства должен быть приоритет развития семьи.

Во-вторых, равенство мужчины и женщины, соединённых в целое, т.е. ограничение эго и жизнь в любви и самопожертвовании. Это первая школа соборности.,

В-третьих, принятие на себя ответственности с разных сторон: мужчина ставит цель, женщина предоставляет под эту цель пространство (важней всего погода в доме…). Нужно обучать этому детей, т.е. необходимы уроки в школе, помимо семьи, по предназначению мужчины и женщины.

В-четвёртых, воспитание детей в гармонии Любви и передача им идеалов и ценностей русской цивилизации. В конечном итоге, воспитание детей есть самая важная составляющая семейной жизни. Воспитание – это любовь, это умение отдавать, это ответственность, это раскрытие предназначения ребёнка. Это главное в воспитании: помочь ребёнку стать на путь реализации своего предназначения, научить его любви и умению отдавать, научить соборности, нестяжательству и правде.

Добавить комментарий