Нестяжательство

Нестяжательство – приоритет духовного над материальным, требует особого отношения к материальному миру. Это не столько отрицание материального, сколько независимость от него. Важно не потребление, важен процесс созидания. Богатство в традиции нестяжательства – это не результат накопления и стремления к материальным ценностям (стоимостям), не поклонение символу богатства – деньгам, а следствие творческого процесса раскрытия своего предназначения при полной самоотдаче, за которыми следуют признание обществом и материальная оценка сделанного.. Богатство  в русском языке означает от Бога, таким оно и должно быть.

Нестяжательство – в изначальном смысле, отречение от мирского, аскетический образ жизни, при котором монахи обеспечивали свое пропитание и удовлетворяли нужды исключительно своим трудом. «Движение Нестяжателей тесно связано с деятельностью “заволжских старцев” – так называли монахов из скитов, организованных Нилом Сорским в вологодских лесах во второй половине XV века.

Нестяжатели занимались совершенствованием своей души. Для них характерны внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и веротерпимость. Правда «умного делания», т.е. исихазм – внутренняя или духовная молитва – вот суть Нестяжательства. Это непрестанная молитва Иисусова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», которая помогала избавиться от постоянных внутренних «разговоров» и от доминирующей роли рассудочного ума. А когда молитва перемещалась в зону сердца, словесная молитва прекращалась. И вот тогда наступало единение с Богом». (Философский соварь)

« …ум пребывает в благоговейном молчании, не мешая сердцу молиться» – именно здесь находится причина того, почему этот идеал принадлежит русской цивилизации. Это постижение мира не умом, а душой, это Идея, а не Логос. Постижение мира сердцем – это уроки нестяжательства, это цельное восприятие: не мозаичное, но голографическое.

Здесь же видны общие корни исихазма, дзэн и суфизма, т.е. идеал нестяжательства присущ и христианству, и буддизму , и исламу.

«Внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и веротерпимость» – свойство души, а не ума. К этому необходимо стремиться, это наши ценности.

Нестяжательство немыслимо без трудолюбия – это важное условие существования нестяжательства и эта ценность всегда была с нами. Трудолюбие, как сосредоточенность на процессе труда, а не на результате – это ценность русской цивилизации.

Трудолюбие как процесс, как творчество, «перемещение в зону сердца» – есть общение с целым, это вертикаль, т.е. инструмент развития духовности.Творческая жизнь во всех её проявлениях, жизнь в Любви и самопожертвовании, т.е. в умении отдавать – это и есть истинная Вера. «Каким является творец, таким же будет и творение его …Каково Ваше «Я», таков и мир. И если сам ты чист и сам определён в значеньи, то мир твой будет прозрачен и определён». (Михаил Наими)

Независимость от внешнего мира означает принятие ответственности за свои дела и поступки – это следствие с необходимостью вытекает из нестяжательства.. К сожалению, в  СССР соборность была подменена коллективизмом и индивидуальная ответственность – коллективной. Это страшная ошибка, за которую мы расплачиваемся, но эта ошибка указала путь, – наш путь, который не должен быть копией чужого пути. Правильно понятая и проработанная ошибка – ступенька для эволюционного роста, т.е., во-первых, необходимо осознать ошибку и, во-вторых, внести изменения. Без ошибок можно двигаться вперёд только в одном случае, – если человек, семейный род или народ знают своё предназначение и исполняют свою миссию. В этом случае возможны испытания, но ошибки маловероятны.

Наш путь постижения мира и эволюции лежит через сердце, душу, он интуитивен, а не логичен и поэтому идеал нестяжательства гармонично вписывается в нашу миссию.

Итак, вот те жизненные ценности, которые призваны воплотить идеал нестяжательства:

1. Творческая жизнь в любви и умении отдавать.

2. Принятие ответственности за дела и поступки, за мысли и чувства.

«Мыслите так, как будто каждая ваша мысль написана огненными буквами на небесах, и всякий может их прочесть. Если так, то воистину, это – мысль.

Говорите так, как будто целый мир прильнул к вам ухом и слышит каждое слово. Если так, то воистину, это – слово.

Поступайте так, как будто каждое дело обязательно обрушится вам на голову. Если так, то воистину, это – дело.

Желайте так, как будто вы сами это желание. Если так, то воистину, это – желание». («Книга Мирдада» Михаил Наими)

3. Процесс созидания (трудолюбие) важнее процесса потребления.

4. Терпимость к чужому мнению и веротерпимость – результат работы души, а не ума.

5. Целостное восприятие мира, т.е. не мозаика, но голография: ««Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе…а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». (Джон Донн)

6. Жизнь по сердцу, а не по уму.

Добавить комментарий